На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ


Этот трюк широко практикуется всяческими земными божками, воспитывающими фанатичных приверженцев.
Например, относительно известный индивидуум, называющий себя богом (божественной милостью), имени которого я называть не буду из этических соображений, так доказывает, что эволюции не существует: "Дарвин говорит, что человек произошел из обезьяны. Тогда почему же он не происходит из обезьяны сейчас?" Однако теория эволюции не говорит, что человек произошел из обезьяны, она утверждает лишь, что он вместе с современными обезьянами произошел от общих предков. Подобных простых подтасовок в трудах «бога» десятки и сотни. Фанатики ходят за ним толпой и записывают каждое его слово, не замечая подмены.
В большинстве, а возможно, в любом государстве, воспитывается отношение к народным обычаям как к святыням. Ими умиляются, их объявляют непогрешимыи, называют "генетической памятью" или еще как‑нибудь. Однако народные обычаи заслуживают гораздо меньшего пиетета, чем принято считать. Они созданы массой малограмотных людей как механизм выживания в условиях, совершенно отличных от условий нашей жизни. Поэтому они малоприменимы. Они могут быть интересны, как исторический и культурный факт, или уважаемы, как память о людях, без которых нас не было бы на свете. Но это не значит, что они истины, безошибочны и священны.
"Народные" обычаи сегодняшних дней – это массовая мода на то или иное.
Если сейчас увлечение массовым обычно означает отсутствие вкуса, то и раньше означало примерно то же.
Любая святыня (то есть вещь превыше критики и воспринимаемая верой, а не разумом) кому‑то выгодна. Особенно явно это заметно в случае народных святынь.
Они выгодны любым госдеятелям, которые нуждаются в поддержке людей – или даже в отношении к себе самим как к святыням.
Совершается следующий логический фокус:
Вначале приравниваются понятия Родина и Государство, делаются максимально синонимичными. Оба этих слова пишутся или подразумеваются как слова с прописной буквы. «Родина» обязательно должна писаться с "самой большой" буквы, иное антигосударственная ересь, а так как Родина полностью совпадает с Государством то Государство берет прописную букву и для себя. На самом деле родина (с маленькой буквы, как слово "родной", «мама» и иные близкие сердцу слова) вечна, а разные государства лишь вырастают на ее земле и питаются ее соками, сменяя друг друга; может получиться так, что человек, даже не меняющий места жительства, за несколько лет сменяет несколько "Родин", что, разумеется, абсурдно.
И второй шаг – воспитывается соответствующе отношение к народным святыням, отношение как к абсолюту, и внушается, а) что почитание традиций означает почитание родины; б) что абсолютное почитание родины означает и абсолютное почитание государства. Если человек не видит разницы между этими двумя понятиями, это несложно сделать. Поэтому в любой части света вы услышите слащавые песни, рекламирующие народную доблесть и доблесть народных героев – это обязательная часть официальной культуры.

ПРИМЕР 41. Харизматическое отрезание шеи

Одна учительница рассказала мне такую историю.
Муж спрашивает жену, почему та, перед тем как варить курицу, отрезает у нее шею и лапки. Жена отвечает, что так делала ее мать. Муж идет к матери жены и видит, что та тоже отрезает шею и лапки. Спрашивает почему. Та отвечает, что так делала ее мать. Муж идет к бабушке жены и задает ей тот же вопрос. "А, так у меня просто кастрюля была маленькая", – отвечает старушка.

Подобным же образом возникает и множество других народных обычаев. Многие из них вообще не имеют смысла, некоторые вредны или ошибочны. Чего стоит хотя бы заявление о том (подается как народная мудрость), что погода в первые двенадцать дней года соответствует погоде двенадцати месяцев года. В этом случае снег первого января означает снежный январь на следующий год, а значит все месяцы следующих лет до бесконечности будут радовать обильными осадками.
Примерам подобного абсурда несть числа. Но, право же, противно слушать, с каким придыханием восхищения возвещаются подобные народные приметы в государственных радиопередачах.
Почему не рекламируется теорема Пифагора, хотя она совершенно истина и полезна? – потому что она одинаково полезна для всех. Почему рекламируются народные приметы и верования, включая такие: "после Ильи нельзя купаться, вода холодная – Илья в воду нассяв"? – потому что для одних они гораздо выгоднее чем для других, – и эти другие вы. Эти простенькие суеверия помогают управлять вами, справляться с вами, держать вас в узде и в шорах.

Однако сознательная или подсознательная подтасовка – это только видимая часть айсберга. В основном люди обманывают сами себя потому что хотят обмануться.
В свое время, работая с детьми, я заметил, что не существует такой определенной вещи, как "авторитет педагога". Для каждого ребенка твой авторитет разный. Ниже или выше. Но существует такая грань, выше которой твой авторитет превращается в нечто совершенно иное – в харизму. Чем меньше ребенок, тем, как правило, эта грань ниже. Но и для взрослого не так уж высока. Еще задолго до этой грани ребенок перестает воспринимать твои слова критически, он понимает их как некоторые универсально существующие законы природы (как в примере с отрезанием шеи у курицы). Но если авторитет становится ЕЩЕ выше, то ребенок начинает находить в твоих словах то, чего в них вообще не содержалось и тоже воспринимать эту информацию как абсолютно достоверную. Он воспринимает тебя харизматически. Случайно сказанное тобой слово пробуждает самые невероятные ассоциации, простое действие воспринимается как исполненное глубокого смысла.
Иногда, разговаривая с таким ребенком (а такие развоворы очень утомляют), я говорил что‑нибудь совсем невпопад; он (или она) задумывался, затем, просияв:
"Я понял", высказывал мне совершенно новую и незнакомую мне идею, которую якобы услышал в моих словах. То есть, бессмыслица подменялась действительно разумным умозаключением, но сам «мыслитель» этого не понимал.
Подобным образом толкуются и любые тексты, авторитет которых очень высок, выше харизматической грани. Эта грань отделяет здорового человека от фанатика, а здоровую идею от фанатоида. Любой фанатоид, заразивший человека, имеет авторитет выше харизматической грани – поэтому‑то он и поддается бесконечному толкованию и углублению.

ПРИМЕР 42. Бегающие кирпичи.

Однажды я гостил в деревне и мне пришлось вечером посидеть с маленькими детьми. У меня в руках был магнит, подобранный где‑то в доме, круглый магнит от радиодинамика. От магнита откололся кусочек, форма которго отдаленно напоминала автомобиль. Кусочек стоял на большом магните, не падая, и поворачивался обратно, если его пробовали развернуть. Дети, оказывается, никогда раньше не видели магнита (им было лет по шесть) и очень заинтересовались. От нечего делать я принялся сочинять. Я сказал, что это волшебный автомобильчик и он может делать разные чудеса, только сейчас он устал. Дети спросили, что, например, он может сделать. Я ответил, что он может сложить разбросанные кирпичи, причем кирпичи будут бежать и сами складываться столбиком. Через пару дней мне совершенно серьезно рассказали, что дети в деревне видели, все как один, чудо: кирпичи бежали сами и складывались столбиком. И меня спросили:
"Как ты смог это сделать?" – никто и не сомневался, что я, каким‑то городским фокусом, действительно заставил бегать кирпичи. Кажется, дети тоже не сомневались в этом.

Hosted by uCoz