Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
Глава 2

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ

2.1. Сущность управленческой деятельности

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной про­блематики из проблематики общеорганизационной. Они за­ключаются в следующем.

1.  Деятельность руководителя находится в тесной связи со
всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться
как специфический аспект при рассмотрении всех проблем
управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по другим разделам теории управления.

2.          Управленческая  деятельность  исследовалась  в  целом
комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

3.          Наиболее   затруднительно   психологическое   изучение
управленческой деятельности в научном плане, так как здесь
предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены
внешние проявления управленческой деятельности, чем ее
внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной кате­гории. Изучается она во многих науках; в общем виде она определяется как индивидуальная форма общественных отноше­ний, характеризуя способ включения личности в структуру об­щественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, полу­чаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексно­сти в изучении деятельности. В комплексном изучении дея­тельности ключевую роль играет психология.

Деятельность — это форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и на­правленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являют­ся психологические компоненты, регулирующие и направляю­щие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологиче­ские свойства деятельности: активность, осознанность, целена­правленность, предметность, системность ее строения. Мо­тив — основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристи­ки. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объек­та труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объ­ект оперирует в процессе работы. Средства труда — это ору­дия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, со­циальных и санитарно-гигиенических характеристик деятель­ности. Внутренняя характеристика деятельности дает описа­ние механизмов ее психической регуляции, структуры, содер­жания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры деятельности: цель, моти­вация, информационная основа, план, принятие решения, пси­хические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, пред­ставляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Опе­рации — это неосознанные, автоматизированные действия, яв­ляющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реа­лизации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная классификация, со­гласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь ус­ловно, но все же различия между ними значительны. Психоло­гия деятельности включает в себя два основных раздела — пси­хологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятель­ности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредован­ной связью с конечными результатами функционирования ор­ганизации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эф­фективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентич­ными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности ру­ководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему про­цессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельно-стей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализа­ция универсальных функций управления (планирования, про­гнозирования, мотивирования и др.).

Цель управленческой деятельности — обеспечение наилуч­шего функционирования организационной системы.

Условия управленческой деятельности подразделяются на

внешние и внутренние. Внешние условия — это временные ог­раничения, информационная неопределенность, высокая от­ветственность за конечные результаты, нехватка ресурсов, воз­никновение стрессовых ситуаций. Внутренние условия — необ­ходимость одновременного выполнения различных действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предпи­саний; несформулированность оценочных критериев эффектив­ности руководителя, а часто их отсутствие и др.

Организационный статус руководителя двойствен: он явля­ется одновременно членом организации и стоит над ней, как бы вне этой организации. Если руководитель является не только формальным начальником, но и реальным лидером, деятель­ность организации становится более эффективной. Сочетание иерархического и коллегиального принципов ее организа­ции — это еще один признак управленческой деятельности.

В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные организационным статусом руководителя. Обозначаются они понятием «особенность поста руководите­ля» и состоят в следующем:

1) руководитель — единственный человек в организации, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия является его членом и одновременно входит в со­вет директоров — орган управления более высокого порядка;

2)  на руководителя возложена ответственность за функцио­
нирование всей организации в целом, а не за работу какой-либо
одной ее части;

3)  руководитель оказывает значительно большее влияние на
организацию в целом, чем любой из ее членов.

Совокупность признаков и характеристик управленческой деятельности образуют определенный симптомокомплекс пси­хологических особенностей, отличающих ее от других видов профессиональной деятельности. Проявляется он с разной сте­пенью выраженности. Эти различия определяет иерархический статус руководителя — чем он выше, тем более выражены все отмеченные признаки и наоборот. Понятие управленческого континуума образуют, с одной стороны, низшие уровни управ­ления небольшими группами, с другой — высшие уровни руко­водства предприятиями и фирмами. В нем выделяют три основ­ные категории управленческих должностей: руководители низ­шего, среднего и высшего звена, содержание деятельности которых различается по степени выраженности ее основных признаков.

Руководители низшего звена («младшие начальники») управляют непосредственно работниками. Это — мастера, за­ведующие отделами. Тип руководителей среднего звена, кон­тролирующих работу «младших начальников», наиболее мно­гочислен и разнообразен. Его разделяют на две подгруппы: верхний и низший уровни среднего звена. Это — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители высшего звена воз­главляют крупные организации — производственные и госу­дарственные. Представители этого уровня накладывают на об­лик организации в целом отпечаток своей личности.

Hosted by uCoz