Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: |
|
Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ |
Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ
УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИИспользование некоторых данных психологии для улучшения педагогиче-ского процесса.
Изучению того, какие трудности возникают у олигофренопе-дагогов при обучении умственно отсталых детей учебным и тру-довым навыкам, посвящено большое количество работ. Строго говоря, обучение навыкам и умениям относится к предмету педа-
' См.: Осипова Н. С. Опыт формирования внимания у умственно от-сталых школьников.—В сб.: Управляемое формирование психических процессов. М., 1977.
гогики, а в отношении вспомогательных школ — к олигофрено-педагогике. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно обра-титься к капитальному труду М. Н. Перовой “Методика препода-вания математики во вспомогательной школе” (М., 1978). В книге основательно анализируются основные трудности детей при ус-воении счета. Кроме того, излагаются методические приемы обу-чения детей разным счетным умениям и навыкам. То же можно сказать и о трудах 3. Н. Смирновой, А. В. Усвайской и многих других олигофренопедагогов.
Задача этой небольшой главы состоит в том, чтобы выяснить, какие данные психологии могут быть использованы олигофрено-педагогами в целях совершенствования обучения школьников учебным и трудовым навыкам.
В предыдущей главе уже указывалось на то, что очень про-дуктивна для использования разработанная советским психологом П. Я. Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий. Эта теория проста, эффективна при всех видах обуче-ния. Одним из элементов этой теории является положение о боль-шой роли первоначальной ориентировки в формировании новых действий.
В рамках этой теории Н. С. Пантиной' была выполнена инте-ресная экспериментальная работа по формированию навыков правописания. В ее исследовании было показано, что если ребе-нок учится писать буквы в трехлинейной тетради с косыми ли-нейками, да еще с расставленными в такой тетради точками соприкосновения элементов буквы с линейками, это дает порази-тельный эффект. Несколько замедленный темп первоначального обучения приводит к тому, что у детей вырабатывается хороший почерк и они в дальнейшем пишут быстрее.
В настоящее время таких трехлинеечных тетрадок вообще не производят, а почерк у учащихся вспомогательных школ не от-личается красотой. Между тем опыт указанного обучения навыку письма следовало бы использовать.
Необходимость тщательной, детальной отработки всех перво-начальных элементов трудовых действий вытекает из практики воспитательной работы с учащимися. Так, например, подкупа-юще просто изложены этапы обучения умениям и навыкам в книге В. Ф. Мачихиной2. Эту работу можно рассматривать как практическое руководство к работе воспитателя. Так, например. автор подробнейшим образом освещает порядок обучения детей многим бытовым умениям и навыкам — умывание, приготовле-ние пищи и т. д. Важность этих описаний не только в их прак-тической значимости (усвоение таких умений и навыков не менее значимо, чем овладение, например, картонажным делом для даль-
' См.: Пантина Н. С. Зависимость формирования навыка от типа ориен-тировки.—Вопросы психологии, 1957, № 4.
2 См. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомо-гательной школе. М, 1978.
нейшей жизни умственно отсталого ребенка), но и в их созвучии с теоретическими данными психологии: чем длительнее и более развернута ориентировочная основа первоначальных действий, тем легче и успешнее их выполнение в дальнейшем.
Много ценнейшего материала относительно формирования трудовых умений и навыков содержится в исследованиях Г. М. Дульнева, его сотрудников и учеников.
Основной линией исследования Г. М. Дульнева, как совершен-но справедливо указано в статье В. М. Синева', явился анализ трудового обучения как коррекционного пути развития личности учащихся вспомогательных школ. В книге содержится подробный анализ трудовых
умений и навыков. Так, например, им рассмат-риваются вопросы использования контрольных измерений в про-цессе изготовления изделий и особенности формирования рабочих движений.Можно дополнить данные Г. М. Дульнева замечанием о роли содружественных движений правой и левой руки. Предполагает-ся, что среди учащихся вспомогательных школ детей с остаточ-ными явлениями гемипарезов нет. Но они встречаются. И таким детям, у которых одна рука слабее другой, полезна работа в сто-лярной мастерской или в слесарной мастерской, так как при со-дружественной работе двух рук (при строгании, опиловке и т. д.) слабая рука крепнет, становится сильнее. Следующее небольшое дополнение относится к распределению учеников по разным мас-терским. Среди учащихся встречается немало детей
с плохой моторикой (неловкими слабыми движениями). В какую мастер-скую такого школьника направить? Иногда предполагают, что ему будет легче работать в швейной или переплетной—там тре-буется меньше силы. Это неверно. Такому школьнику лучше ра-ботать в столярной или слесарной мастерской: там лучше будет развиваться его моторика. Это полезно, даже если труд в такой мастерской не станет профессией школьника в будущем. Разу-меется, решение о том, в какой именно мастерской обучаться школьнику, требует индивидуального подхода, но соображения о том, какой труд полезнее для коррекции, должны быть учтены. Следует согласиться с мнением большинства олигофренопедаго-гов, что полезнее всего труд сельскохозяйственный.В работе Б. И. Пинского2 дан анализ данных эксперименталь-ного изучения достижений и неудач умственно отсталых детей при выполнении ими различных видов познавательной и трудовой деятельности. Изучались условия, способствующие успешному вы-полнению разных видов деятельности, а также причины наруше-ния целенаправленности действий.
На основании анализа полученных экспериментальных данных Б. И. Пинский пришел к следующим выводам. При выполнении
' См.. Синев В. Н Развитие Г. М. Дульневым теории коррекционной работы во вспомогательной школе—Дефектология, 1979, № 1, с
. 48.* См.: Пинский Б И. Психологические особенности деятельности умст-венно отсталых школьников. М, 1962, с 225—266.
конструктивных заданий умственно отсталые дети плохо ориенти-
-а* руются в задаче, теряются; встречаясь с трудностями, непроверя-'5 ют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
•"' Вместо предложенной им задачи они часто решают более прос-/ тую задачу.
Выполняя какую-либо работу, умственно отсталые дети руко-водствуются ближайшими мотивами; руководствоваться отдален-ными мотивами они могут лишь с трудом. Поэтому действия, ^ которые направлены на выполнение конкретного изделия, выпол-няются ими охотнее и лучше, чем познавательные.
Помимо интересного анализа строения деятельности умствен-но отсталых детей, в исследовании Б. И. Пинского содержатся ценные указания относительно способов и приемов, способствую-щих повышению качества их учебной и трудовой деятельности. Намечена также зависимость произвольности и целекаправленно-ности действий умственно отсталых детей от уровня развития их потребностей.
Вопрос и задание
1. Какие затруднения возникают у учеников вспомогательной школы при овладении трудовыми навыками?
2. Расскажите об особенностях формирования навыков у ум-ственно отсталых учащихся на первом этапе.
Литература
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.
М а ч и х и и а В. Ф. Внеклассная воспитательная работа по вспомогатель-ной школе. М., 1978.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности. М., 1962, с. 225—226