Официальный сайт журнала "Психология.Пермь"
интернет-версия ежемесячного научно-познавательного журнала
для психологов и педагогов
Дмитревский А.А., Сазонова И.М. СПИД: приговор
отменяется |
|
Глава 10. ВЫЗОВ НЕБЕСАМ: ПОПЫТКА И ПОСЛЕДСТВИЯ СПИД был вызван
вполне объяснимыми причинами, связанными не с неким вирусом, а с поведением
самих людей, в первую очередь гомосексуалистов, которые в погоне за
получением все новых удовольствий бросили вызов законам природы. Так считает профессор гуманитарных наук
Университета искусств в Филадельфии (University of the Arts in Philadelphia)
Камила Паглиа (Camille Paglia). В своих книгах "Сексуальная
личность" (Sexual Personal), "Искусство секса и американская культура"
(Sex Art and American Culture), "Заплаты и странники" (Vamps and
Tramps) автор высказывает отличную от общепринятой доктрины точку зрения на
причины появления СПИДа, ч.то вызвало яростную критику СПИД-ортодоксов и
вместе с тем - высокую оценку этих произведений со стороны значительной части
читательской аудитории. Как специалист в области культурологических,
социологических вопросов, проблем взаимоотношения полов, К. Паглиа была одной
из первых, кто стоял у истоков дискуссии о понимании природы СПИДа и
взаимосвязи этого феномена с развитием геевского движения в США. Напомним,
что именно геи стали первыми жертвами практического применения гипотезы
ВИЧ/СПИДа. Приводим интервью, которое К. Паглиа дала
редактору журнала "Континуум" Хью Кристи: - В одной из своих
книг вы писали: "Я крайне сожалею о нарушениях права на свободу слова
людей, имеющих собственный взгляд на проблему ВИЧ/СПИДа со стороны некоторых
чрезмерно ревностных СПИД-активистов, провозгласивших себя единственными
толкователями этой научной догмы и использующих недозволенные приемы вплоть
до морального давления на оппонента". В чем именно заключается эта
догма, и в чем выражается давление? - После
опубликования в 1990 году моей первой книги, "Сексуальная
личность", я начала общаться с людьми из организаций по борьбе со
СПИДом. В тот период это были структуры абсолютно фашистского толка.
СПИД-активисты считали себя вправе затыкать рот любому, кто имеет иной взгляд
на происхождение СПИДа и причины эпидемии. Я имела возможность убедиться в иррациональности
мышления этих личностей уже при первых встречах с ними. Они оказались самыми
безумными, ожесточенными и нетерпимыми к чужому мнению людьми, с которыми
когда-либо меня сводила жизнь. По мере сил я оказывала им открытое
противодействие, публично излагала свои доводы, но вместо разумного диалога
эти люди, как правило, просто взрывались от гнева и орали на меня, неся
какую-то чушь. Способом такой "полемики", их агрессивным
невежеством - всем этим они напоминали "Гитлеров в миниатюре" или
его штурмовиков, свято веривших, что именно они вместилище истины. В рецензиях, опубликованных в зависимых от
СПИД-организаций СМИ, моя книга "Сексуальная личность" называлась,
к примеру, "наиболее злобной из когда-либо написанных" и т.п. В ту нору в Америке многие считали, что эта
беда, этот ВИЧ, мол, свалилась как снег на голову, а виноват во всем
президент Рональд Рейган. Не было бы СПИДа, если бы он выделил гораздо больше
денег на борьбу с эпидемией. Предположения, что, может быть, в поведении
самих людей кроются ее причины, что есть связь между СПИДом и сексуальной
революцией, неожиданным всплеском безудержного секса, наркомании как у геев,
так и у гетеросексуалов, полностью игнорировались и пресекались. Негативное
отношение к имеющим подобную точку зрения специалистам проявлялось повсюду, в
том числе и в Лондоне, где во время моего выступления в Институте современных
искусств (Institute of Contemporary Art) поклонники французского теоретика
геевского движения М. Фуко (Foucault) пытались устроить мне обструкцию. Я никогда не забуду и одно из первых своих
выступлений на конференции, проходившей в Государственном университете
Нью-Йорка {State University of New York), где я впервые ощутила это
невероятное давление. Один из СПИД-активистов - представитель гомосексуальной
общественной организации, - не утруждая себя какими-либо аргументами, прервал
мою лекцию диким воплем. Никогда в жизни я не видела человека, который сгорал
от ярости, находясь на грани безумия. Персонаж прямо из книг Достоевского.
Это было невероятно. Вы не можете себе представить состояние тех бедных людей
в аудитории ученых, академиков, других. Все съежились. Никто не вымолвил и
слова. Этот мужик заткнул рот всем. Я разбираюсь в психологии и отчетливо
видела, что его ярость не имела никакого отношения ко мне, к СПИДу или к
вопросам гомосексуальности, а была, скорее всего, связана с его собственными
проблемами, возможно в семье. Я и потом при общении с такими
"борцами" со СПИДом вновь убеждалась, что эти фанатики, подобными
.методами пытаясь доказать свою правоту в дискуссии о СПИДе, на самом деле
имеют массу внутренних проблем и, не умея их решить, выплескивают наружу свой
гнев, направленный против остального мира. И тем не менее я не была намерена терпеть
такие выходки, в частности поставив да место разбушевавшегося
"оппонента" и возвратив дискуссию в нормальное русло. Я ведь сама
вышла из среды представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, имея от
этого много неприятностей, особенно в период учебы в аспирантуре Йельского
университета (Yale Graduate School) в 1968-1972 годах. На мой взгляд, научное обсуждение проблемы
СПИДа было в значительной степени изуродовано всяческими запугиваниями,
психологическое давление на оппонентов было крайне агрессивным. В результате
изучение этой болезни было отброшено назад из-за того, что из этой области
ушли многие талантливые ученые, кто мог бы разработать альтернативные
гипотезы. СПИД-активисты постоянно накаляли
обстановку, выступая со своими дурацкими идеями, заимствованными из
"учения" М. Фуко: "Мы требуем, чтобы наука занималась только
этой проблемой!" Выдвигали они и такие требования - "Дайте денег
нам! Только нам! Мы требуем перераспределения денег, выделенных на борьбу с
другими заболеваниями!" И, как правило, добивались своего. - Вы писали:
"Наука и общество - это хрупкие барьеры, защищающие нас от бурных
волнений жестокой и безразличной природы". Если в отношении гипотезы ВИЧ/СПИДа
допущена большая научная ошибка, то стоит ля вообще надеяться на науку? - Я думаю, мы
находимся в самом начале понимания того, чем является СПИД, а также причин,
его вызывающих, и способов лечения. Хотя я не являюсь сторонником ни одной из
выдвинутых гипотез, но, как ученый, я с самого начала относилась скептически
к официальной доктрине ВИЧ/СПИДа. Когда я изучала информацию по этому поводу,
то всегда думала: "Есть что-то неправильное в том, каким образом
подобран и преподносится этот материал". Я никогда ничего не принимала
на веру, в том числе - навязывание общепринятого мнения насчет этой болезни,
что казалось мне просто формой суеверия, - У вас есть
интересная идея об интеграции науки и истории. - Я ощущаю себя во
многом продуктом культуры и традиций греко-римской эпохи, которые, я полагаю,
могут быть основой наших представлений о мире. То, чего достигли в Древней
Греции, является ярким примером развития мысли в области искусства и науки.
Один из выводов опыта той эпохи, на мой взгляд, можно сформулировать
следующим образом: для того чтобы стать великим ученым, врачом, политиком, -
необходимо в определенной степени разбираться в искусстве, культуре, что
способствует нравственному подходу к той проблеме, которой вы профессионально
занимаетесь. Если у вас есть предположения, исходящие из
существующих фактов, то вы имеете право выступить с рабочей гипотезой. Она
просуществует только до той поры, пока у кого-то не найдется более
доказательное, рациональное объяснение изучаемого явления. Я всегда интересовалась
медициной и вижу, как некоторые ее представители умеют приспосабливаться к
любым обстоятельствам, отметая все то, что не вписывается в общепринятые
рамки объяснения проблемы, например, того же СПИДа. Я видела сама, как такие
врачи могут глубоко заблуждаться. Очевидно, это происходит из-за
ограниченности их общего кругозора. В то же время "обычный" человек
в состоянии иногда найти разумное объяснение проблемы. Причинами, по которым книга
"Сексуальная личность" вызвала критику, стали лишь несколько
замечаний о СПИДе, которые были объявлены политически некорректными и
неприемлемыми. Однако я твердо стою на этих позициях и уверена, что пусть
даже через много лет, но люди осознают мою правоту. Так, в книге было
отмечено, что эта болезнь вовсе не была чем-то неожиданным в начале 80-х,
потому что признаки того, что происходит нечто плохое, были уже видны в
середине 70-х годов. Это был период, когда количество роскошных
клубов, баров, других увеселительных заведений для геев вдруг начало
увеличиваться со взрывной скоростью. На этом фоне другие аналогичные места
времяпрепровождения выглядели куда более скромно. В тот период я, привыкшая ходить вместе с
моими друзьями-геями в мужские бары, неожиданно почувствовала себя для них
лишней. Они перестали интересоваться женщинами вообще, находя удовольствие
только в однополом общении. И это для меня было трагедией, тяжелым периодом в
моей жизни, когда друзья, которые были моими союзниками и единомышленниками в
поисках, знаете ли, любви, смысла жизни и т.п., неожиданно сделали меня
персона нонграта. Тогда же начали появляться комнаты для
гомосексуальных и прочих оргий, в которых люди предавались самым изощренным
плотским утехам. Под воздействием открывающихся секс-шопов и других
аналогичных новоявленных мест, пропагандирующих "передовые методы
секса", в обиход вошли, к примеру, "сексуальное
удовлетворение" при помощи введения кулака и тому подобные вещи. Мои
друзья-мужчины ушли в этот "райский сад земных наслаждений". А вскоре я прочла в "Нью-Йорк
таймс" сообщение, что у геев появились серьезные проблемы со здоровьем в
связи с инфекционными заболеваниями. Мои друзья тоже говорили мне об этом.
Потом мне попалась статья о том, что в органах желудочно-кишечного -тракта
некоторых нью-йоркских геев был обнаружен ранее неизвестный медицине
патогенный микроорганизм. Только ветеринария оказалась в состоянии опознать
его. Это был паразит животных. Помню, я похолодела от ужаса: мне показалось,
что это было признаком того, что вскоре должно произойти нечто страшное. Так
оно и случилось. Поэтому, на мой взгляд, идея, что СПИД появился ниоткуда, -
образец исторической бессмыслицы. - По вашему мнению,
причина СПИДа кроется в языческой неразборчивости в сексе, имевшей место в
60-70-е годы? - Да. Девиз моего
поколения - "Свободная любовь", которой я сама пыталась заниматься,
что на самом деле оказалось не таким уж хорошим делом. Сексуальная революция как цель осуществления
максимального количества половых актов, осуществляемых многими людьми,
всплеск неразборчивости в сексе были сродни этому явлению еще в преддверии
агонии Римской империи, когда разнузданность стала общепринятой нормой
поведения, особенно среди элиты общества. Мы не утверждаем, что Америку по
этой причине ждет такой же финал, но исторические параллели все-таки прослеживаются.
Только возмездие на этот раз пришло в виде СПИДа. Представители моего поколения приняли
участие в грандиозном эксперименте, жертвами которого стало много геев, в том
числе весьма талантливых и незаурядных личностей. - Вы полагаете, что
моральная ответственность за грехи того периода неизбежна? - Я постоянно
говорила, что геи моего поколения бросили вызов самой Природе и проиграли. Но
я думаю, это все-таки было по-своему благородным делом, напоминающим попытки
Байрона (Byron), Шелли (Shelley) и других романтиков прошлого, - грозить
небесам кулаком. Человечество приобретает опыт и оттого, что рискует. Но
затем неизбежно наступают последствия: природа не прощает такого к себе
отношения. Мы обязаны нести ответственность за свои азартные игры и, когда проигрываем,
должны сами расплачиваться, а не винить в этом других. - Сейчас выходит
немало книг, статей, в которых утверждается, что имеются очень серьезные
сомнения в существовании вируса иммунодефицита человека. Так, многие ученые,
и в частности доктор Элени Пападопулос-Элеопулос и ее группа, утверждают, что
этого вируса нет, а белки, которые якобы являются его компонентами - всего
лишь продукты клеток, подвергшихся интоксикации. - Неудивительно, что
появились такие версии. Я думаю, была допущена ошибка в том, что рабочие
гипотезы о происхождения этого заболевания были поспешно обнародованы как
безусловные доказательства, а журналисты, которые занимались освещением этой
проблемы, как и многие СПИД-активисты, с готовностью подхватившие эти идеи,
были просто некомпетентны в специфике вопроса. Представители официальной СПИД-медицины
постоянно нам напоминают, что причиной СПИДа является плохая работа иммунной
системы, клетки которой убивает ВИЧ. В то же время альтернативная и
достаточно аргументированная теория, что не вирус, а именно наркотики
приводят к краху защитных сил организма, была полностью проигнорирована
медицинским и политическим истеблишментом. Я все время искала ответ на
вопрос: "Почему же они отбрасывают эту теорию?". Ведь те же попперсы появились на сцене в тот
самый период, когда многие завсегдатаи заведений для геев, как правило, уже
пресытились сексуальными играми. Наркотики давали новый стимул для
продолжения этих занятий, которые неизбежно приводили к физическому и
моральному истощению и болезням. Я всегда полагала, что геи в тот период
пытались с помощью наркотиков искусственно расширить заложенные природой
возможности человеческого организма. К тому же они мало ели и очень много
выпивали. Я видела этот маниакальный стиль жизни. А, узнав, что кто-то из
приятелей подхватил, к примеру, гонорею или еще нечто подобное, геи начинали
принимать в целях профилактики или самолечения пенициллин - месяц за месяцем.
Последующие инфекционные болезни свидетельствовали о том, что с их
иммунитетом происходит что-то неладное. Я считаю, что все это, вместе взятое,
сыграло свою трагическую роль в возникновении СПИДа в начале 80-х годов. Женщины, которые, как известно, редко болеют
СПИДом, умеют беречь свой организм. Очевидно, самой природой в нас заложен
инстинкт самосохранения. Не знаю, есть ли в этом биологическое начало,
связано ли это с вопросами деторождения или с иными особенностями женской
физиологии и психологии, но у меня, например, тоже присутствует это ощущение
состояния организма. Если появляется малейший симптом, сигнализирующий о том,
что не все в порядке, - стоп! Говорю себе: "Давай потихоньку назад.
Сохранись". В то же время, как я заметила, у мужчин подобное чувство
самосохранения, как правило, отсутствует. Вы говорили как-то, что если бы
оказались правдой рассказы о поведении Мишели Фуко, после того как он узнал,
что у него СПИД, то каждый нравственный человек должен был бы осудить
его". - Фуко якобы
рассказал одному знаменитому геевскому писателю, что когда узнал о том, что
заболел СПИДом, то решил забрать с собой в могилу сколько успеет. Говорят, он
ходил в геевские клубы и занимался сексом с людьми, не говоря им о своей
болезни. Думаю, что Фуко перед кондом своей жизни
употреблял большое количество наркотиков и это его в конечном счете погубило. Я, как вы можете это видеть, не тот человек,
кто употребляет наркотики. Мой взгляд на наркотики состоит в том, что
человечество постоянно стремилось к совершенствованию возможностей организма,
расширению сознания и достижению тем самым более острого восприятия
действительности. Священники с незапамятных времен проделывали это в
ритуалах. Сама я не употребляю наркотики потому, что у
меня есть физическая антипатия к ним, но я считаю, что та же выпивка - своего
рода эквивалент марихуане или ЛСД. Я полагаю, что международная война с
наркотиками - это самая большая и бессмысленная трата денег государствами
всего мира. Любая попытка отказать людям в том, чего они действительно хотят
- секса ли, наркотиков, - загоняет проблему вглубь. Я думаю, что мы не можем
силовыми методами остановить наркоманию. И потом, это сверхприбыльный бизнес.
Молодые люди, очевидно, могут заработать в час тысячу долларов, торгуя
наркотиками, в сравнении, к примеру, с 4 долларами за тот же период времени,
работая в кафе "Макдональдс" на раздаче гамбургеров. Однако мы все обязаны посмотреть правде в
глаза и понять, что наркотики могут быть и являются смертельно опасными для
человека. Именно это понимание может отвратить людей от наркотиков. Тот же
ЛСД погубил очень многих представителей моего поколения. У некоторых мозги
стали пудингом после слишком большого приема этого наркотика. Теперь .героин является предметом серьезной
озабоченности, в том числе - в музыкальной индустрии. В Америке тенденция
отказа от этого наркотика в молодежной среде особенно усилилась после
самоубийства популярного солиста группы "Нирвана" Курта Кобейна
(Kurt Cobain). - Не могли бы вы
охарактеризовать нынешние тенденции в деятельности СПИД-активистов? - В конце 80-х -
начале 90-х годов проблема ВИЧ/СПИДа постоянно находилась в центре внимания
общественности, был период абсолютной истерии, с историями больных СПИДом на
первых страницах газет и т.п. Я думаю, сейчас происходит постепенный спад
интереса к этой проблеме, в связи с чем от былой спеси СПИД-активистов не
осталось и следа. Чтобы реанимировать свою значимость, СПИД-организации
лихорадочно ищут все возможные пути, в том числе привлекая к пропаганде
дальнейшей необходимости выделения средств на борьбу со СПИДом, а значит и
своей деятельности, различных звезд, например Шерон Стоун (Sharon Stone),
Лайзу Миннелли (Liza Minnelli), Элизабет Тейлор (Liz Taylor) и других. И
все-таки, как мне кажется, в условиях ослабления психологического давления,
нагнетавшего много лет страх и истерию в связи с эпидемией "чумы",
люди в конце концов поймут, в чьих интересах эта идея была раскручена до
небывалых масштабов, и увидят истинные причины и скрытые пружины этого
явления". |