Лекции по истории психологии |
~~~13. Психологические воззрения Эпикура и Лукреция
Эпикур приписывал атомам вес – внес самопроизвольное отклонение атомов. Происхождение мира как столкновение атомов.
Представление Демокрита о чувственном познании получило развитие у Эпикура и Лукреция и стоиков. Эпикур защищает и объясняет как происходит видение, слышание. Он указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.
Чувственную ступень не отрывали от мышления, хотя различают. Мышление сходно с ОЩ по своим механизмам.
Эпикур утверждал, что целью жизни является разумное удовольствие (чувственное наслаждение). Удовольствие это свобода от неудовольствия, безтревожность – АТАРАКСИЯ. Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа – страх смерти и страх перед богами. Эпикур не отрицал существование богов, но призывал к правльному представлению о них. Теоретическим познанием объяснять те/иные происшествия.
По Лукрецию – чувства целиком зависят от разума. Если все зависит от богов, то человеку остается только принять и в этом его свобода.
~~~14. Психологические идеи Плотина
Основатель Неоплотонизма. Учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе ЭМАНАЦИИ – истечение, исхождение. – Излучение творческой деятельности Бога, которые образуют последовательную лестницу совершенства. Душа на этой лестнице – посредник между сверхъестественным миром и материальными явлениями.
Плотин указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой.
~~~15. Психологические воззрения в христианской философии
Основатель – Аврелий Августин Блаженный, вводит положение «я мыслю, следовательно, я есть». Погружается во внутреннюю жизнь, говорит о ее глубине, богатстве человеческой души. Погружаясь в себя, он должен преодолеть все индивидуальное, относящееся к его личной неповторимости, в самопоргужении он должен превзойти самого себя и выйти к абсолютной «трансцендентной» истине.
Различал 2 воли: плотская (причина грехов и моральных падений) и духовная (воля устремлена на жизнь в духе). Только Бог может превратить человека в высокоморальное существо. Воля – решающее ядро человеческого существа. Проблема собственно душевной жизни связываются с задачей понять душу человека в ее соотношении с высшим миром. Не Платоновское воспитание, а покаяние, аскетизм, отречение от всего земного способствует нравственному возвышению.
~~~16. Общая характеристика психологических воззрений в середине века
Эпоха обострила дуализм, и поставила вопрос о введении всей действительности в ограду церкви и превращение человеческой жизни в теократию. Огромное влияние религии и церкви с одной стороны, и успехи в развитии философии и культуры. Иоганн Скотт Эуригена – средством самосознания является внутреннее чувство. Перестает существовать природоведение. Церковь берет на себя оценку истины. Время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушение мысли, мрачный аскетизм. В теологических спорах складывался логический аппарат рассуждения. Церковь идет на уступки соединяя религиозные идеалы и естественно-научное стремление общества.
С XIII начинается отделение науки от церкви и рождение светской опытной науки. Психология приобретает этико-теологический мистических характер. Накапливается материал об анатомических особенностях человека.
Росцелин – номинализм – Реально существуют только определенные вещи. Никакой идеи человека отдельно от всех человеческих личностей нет. Номинализм развивался параллельно с Реализмом: общие понятия существуют самостоятельно как отдельные предметы (Иоанн Скот Эриугена).
П. Абеляр противопоставлял Н и Р – концептуализм - хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами – ИДЕИ – продукты ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах. Ставились вопросы: чувство а потом вещи или наоборот.