На главную

Тест Кэттелла (16 PF - Form C)


ТЕСТ КЭТТЕЛЛА (16 PF - Form C)

И Н С Т Р У К Ц И Я
Вам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Отвечать надо приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Заполнение всего опросника должно занять у Вас около получаса. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам неясными или сформулированными не так подробно, как Вам хотелось бы. В таких случаях, отвечая, старайтесь представить "среднюю", наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте свой ответ. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа "не знаю", "нечто среднее" и т.п. Отвечайте честно и искренне. Не стремитесь произвести хорошее впечатление своими ответами Здесь не может быть ответов "правильных" или "ошибочных". Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Ваши ответы должны соответствовать действительности - в этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
a) да b) трудно сказать с) нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
a) да b) иногда с) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:
a) бандитом b) святым c) тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
a) засыпаю быстро b) нечто среднее c) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин b) не знаю
c) обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории. a) да b) иногда c) нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
a) верно b) трудно сказать c) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
a) да b) иногда c) нет
9. Я бы скорее занимался:
a) фехтованием и танцами b) затрудняюсь сказать с) борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.
a) да b) иногда c) нет
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями. a) всегда b) иногда c) редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
a) верно b) не знаю c) неверно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
a) верно b) не знаю с) неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
a) верно b) не знаю c) неверно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
a) верно b) иногда c) неверно
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.
a) верно b) затрудняюсь ответить c) неверно
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
a) верно b) не знаю c) неверно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
a) да b) не знаю c) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
a) моим хорошим друзьям b) не знаю c) в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный" - это:
a) небрежный b) тщательный c) приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.
a) да b) трудно сказать c) нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
b) затрудняюсь ответить
c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
a) верно b) не знаю c) неверно
24. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаково тщательно b) затрудняюсь сказать
c)любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.
a) да b) возможно c) нет
26. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной b) делают то и другое поровну c) дают мне советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.
a) да b) иногда c) нет
28. Мне нравится друг:
a) интересы которого имеют деловой и практический характер b) не знаю
c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
a) верно b) затрудняюсь ответить c) неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
a) да b) не знаю c) нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
a) играть в шахматы b) трудно сказать c) играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
a) да b) не знаю c) нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
a) да b) трудно сказать c) нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
a) да b) иногда c) нет
35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.
a) да b) иногда c) нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве b) трудно сказать c) беседовать с людьми, зани-маясь общественной работой
37. Какое слово не связано с двумя другими?
a) кошка b) близко c) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
a) раздражает меня b) нечто среднее c) не беспокоит меня совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
b) незнаю c) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
a) тяжелая работа b) не знаю c) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
a) да b) иногда c) нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и любил оставаться один b) не знаю c) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.
a) да b) не знаю c) нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
a) да b) трудно сказать c) нет
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
a) верно b) затрудняюсь ответить c) неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.
a) верно b) не знаю c) неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.
a) верно b) не знаю c) неверно
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров b) не знаю c) скрипичными соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями b) затрудняюсь сказать c) возглавляя группу в туристском лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишаи b) трудно сказать c) не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
a) верно b) не знаю c) неверно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.
a) всегда b) иногда c) редко
51. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них b) затрудняюсь ответить c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево к:
a) лесу b) растению c) листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
a) редко b) иногда c) часто
56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть b) не знаю c) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
a) скорее всего это так b) не знаю c) думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен b) трудно сказать c) со средними способностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди b) не знаю
c) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество b) трудно сказать c) сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.
a) да b) нечто среднее c) нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
a) да b) не знаю c) нет
6c) Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
b) затрудняюсь ответить c) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть сказал какую-нибудь глупость.
a) верно b) не знаю c) неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний
a) на уроках b) трудно сказать c) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
a) верно b) иногда c) неверно
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом b) затрудняюсь ответить c) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. - казалось бы, без определенной причины.
a) да b) иногда c) нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
a) верно b) не знаю c) неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.
a) да b) иногда c) нет
71. Я думаю, что в ряде 1, 2, 3, 6, 5, ... следующим числом будет:
а) 10 в) 5 с) 7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
a) да b) не знаю c) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
a) да b) иногда c) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
a) верно b) трудно сказать c) неверно
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе
b) затрудняюсь ответить
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.
a) да b) иногда c) нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:
a) Колумбом b) не знаю c) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
a) да b) иногда c) нет
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
a) оформлять витрины b) не знаю c) быть кассиром
80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.
a) да b) трудно сказать c) нет
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю: "У него плохое настроение" b) не знаю c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей:
a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существу-ют удовлетворительные способы решения этих вопросов b) не знаю c) которые отвергают новые, многообещающие предложения
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
a) да b) иногда c) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
a) верно b) иногда c) неверно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.
a) верно b) не знаю c) неверно
86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.
a) верно b) иногда c) неверно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
a) часто b) иногда c) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
a) отстают b) идут правильно c) спешат
89. Мне бывает скучно:
a) часто b) иногда c) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
a) верно b) иногда c) неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
a) да b) иногда c) нет
92. Дома, в свободное время, я:
a) болтаю и отдыхаю b) затрудняюсь ответить
c) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
a) да b) иногда c) нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.
a) да b) иногда c) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношения, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
a) да, в большинстве случаев b) иногда c) нет, редко
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.
a) да b) иногда c) нет
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
a) натуралистом и работать с растениями b) не знаю c) страховым агентом
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.
a) да b) иногда c) нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
a) да b) трудно сказать c) нет
100. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера b) не знаю c) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.
a) да b) иногда c) нет
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.
a) да b) иногда c) нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
a) да b) иногда c) нет
104. Какое слово не принадлежит к двум другим?
a) думать b) видеть c) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
a) двоюродным братом b) племянником c) дядей

Бланк для ответов                Числа обозначают номера вопросов, буквы  - варианты ответов. Поставьте крестик в клетке, соответствующей Вашему варианту ответа на каждый вопрос.





















1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
a
















b
















c



































18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
a
















b
















c



































35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
a
















b
















c



































52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68
a
















b
















c



































69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85
a
















b
















c



































86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102
a
















b
















c



































103
104













a
















b
















с





































105













a
















b
















c


































å

















МD
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4


КЛЮЧ


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
a
2


2


2
2
2
2



2
2
2
2
b
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
c

2


2
2




2
2
2























18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
a

2

2

2

2
2


2
2
2

2

b
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
 1
c
2

1

2

2


2
2



2

2



















35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
a




2

2



2
2


2
2

b
1
1
1
 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
c
2
2

2

2

2
2
2


2
2


2



















52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
a
2
2

2
2
2

2
2

2
2
2

2

2
b
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
c


1



2


2



2

2




















69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
a

2
1


2
2
2

2
2






b
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
c
2


2
2



2


2
2
2
2
2
2



















86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
a




2




2


2
2


2
b
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
c
2
2
2
2

2
2
2
2

2
2


2
2




















103

104














a


1














b
1
















с
2





































105














a

















b


1














c



































å


















МD
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4

Интерпретация Кэттелла

A
Оценка по фактору A повышена. Полюс "Доброта,сердечность".
Склонен к эмоциональным переживаниям, живо откликается на происходящие события, характеризуется богатством и яркостью эмоциональных проявлений. Общителен, любит работать с людьми, готов к сотрудничеству. В общении открыт, доброжелателен, легко уживается с людьми, склонен к оказанию помощи. Крайне высокая оценка может сопровождаться наличием некоторых проблем: повышенной требовательностью в отношениях (сложно удовлетворить потребность в любви и заботе окружающих), неспособностью переносить одиночество (например, на работе). Но, в целом, высокие оценки способст-вуют лучшей адаптации личности, чем крайне низкие. Такие личности более успешны в тех профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Вывод о наличии сильной потребности в общении подкрепляется Q2- (социабельность).

Оценка по фактору A понижена. Полюс "Обособленность,отчужденность".
Не склонен к эмоциональным переживаниям, характеризуется отсутствием сильных эмоциональных проявлений. Довольно холоден и формален в контактах, критически настроен и, как правило, нелегко уживается с людьми. В делах, обычно, точен и аккуратен. Может быть недостаточно гибким. Не общителен, мало интересуется жизнью окружающих, общению предпочитает чтение книг. Вывод о слабой потребности в общении подкрепляется Q2+ (самодостаточость). Крайне низкая оценка позволяет сделать предположение о том, что личность не просто интровертирована, а вообще боится людей и стремится избегать их. Это может быть следствием суровых и жестких взаимоотношений в семье в период раннего детства. Крайне низкая оценка фактора А отрицательно сказывается на адаптации личности, особенно в сочетании с С- (эмоциональная неуравновешенность) и высокими значениями фактора тревожности второго порядка.
B
Оценка по фактору B повышена. Полюс "Высокий интеллект".
Умный, быстро соображает, хорошо обучается, способен решать абстрактные задачи. Несмотря на умеренную корреляцию с результатами интеллектуальных тестов, этот показатель играет важную роль при интерпретации других факторов (особенно М и N).

Оценка по фактору B понижена. Полюс "Низкий интеллект".
Отличается конкретным мышлением, испытывает трудности при решении абстрактных задач, медленно обучается. Несмотря на умеренную корреляцию с результатами интеллектуальных тестов, этот показатель играет важную роль при интерпретации других факторов (особенно М и N).
C
Оценка по фактору C повышена. Полюс "Эмоциональная устойчивость".
В этом факторе отражается уровень эмоциональной стабильности личности, который во многом зависит от ее врожденных биологических особенностей и плохо поддается сознательному контролю. Эмоционально уравновешен, спокоен, понимает свои чувства и находит адекватные способы для их выражения. Такая личность хорошо осознает требования действительности, признает собственные недостатки и не расстраивается из-за пустяков. Высокие оценки способствуют хорошей адаптации личности.

Оценка по фактору C понижена. Полюс "Эмоциональная неустойчивость".
В этом факторе отражается уровень эмоциональной стабильности личности, который во многом зависит от ее врожденных биологических особенностей и плохо поддается сознательному контролю. Эмоционально неуравновешен. Может испытывать сложности с адекватным (социально приемлемым) выражением своих эмоциональных импульсов. Часто чувствует себя усталым, беспомощным, неспособным справиться с жизненными трудностями, что может проявляться как капризность, уклонение от реальности и нежелание брать ответственность на себя. Отрицательно влияет на адаптацию личности и успех психотерапии. Низкие значения проявляются при различных формах неврозов, психопатий, алкоголизме. Риск дезадаптации увеличивается при L+ (подозрительность), O+ (склонность к чувству вины), Q4+ (напряженность), а также Н- (робость) и Q3- (низкий самоконтроль поведения).
E
Оценка по фактору E повышена. Полюс "Настойчивость, напористость".
Энергичный, активный, склонный доминировать, командовать, критиковать и контролировать других людей. Честолюбив, стремится к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Способен агрессивно отстаивать лидерскую позицию (особенно это проявляется при низких значениях I), может игнорировать социальные условности. Форма доминирования во многом зависит от значения фактора В. Крайние значения этого полюса в сочетании с Н+ (смелость), Q1+ (радикализм, мятежность), Q2+ (самодостаточность), а также О(самоуверенность) характерны для сильного, независимого, упрямого человека, не очень приятного в общении.

Оценка по фактору E понижена. Полюс "Покорность, зависимость".
Склонен занимать зависимую позицию, проявлять конформность, быть послушным и ведомым. Сильно зависит от мнения окружающих, легко теряет веру в себя и свои возможности, склонен брать вину на себя. Низкие оценки по данному фактору связаны с успешностью обучения во всех возрастных группах (возможно по причине положительной оценки послушания педагогами). Крайние значения этого полюса, как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными переживаниями по поводу собственной болезненной покорности, а также наличием запрета на проявление агрессивных импульсов. Сочетание с А(обособленность), F- (озабоченность), Н(робость), а также О+ (склонность к чувству вины) и Q4+ (напряженность) повышает вероятность наличия депрессии, возможно, сопровождающейся суицидными мыслями (подавленные агрессивные импульсы часто бывают направлены против самой личности).
F
Оценка по фактору F повышена. Полюс "Беспечность".
Образ - "беззаботный подросток". Имеет простой и оптимистичный характер. Легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем, живет по принципу "авось пронесет". Эмоционален, общителен, вероятно имеет много друзей, любит развлечения, перемены, путешествия. В работе ценит разнообразие, склонен проявлять энтузиазм, быстро принимает решения. При крайних значениях этого полюса описанные качества могут приобретать негативную окраску, (легкомыслие, безответственность, эмоциональная незрелость), что особенно вероятно в сочетании с Н+ (смелость) и Q3- (плохой самоконтроль поведения).

Оценка по фактору F понижена. Полюс "Озабоченность".
Образ личности "немолодой по духу". Относится к жизни серьезно, ответственно. Склонен все усложнять, заботиться о будущем, переживая по поводу возможных неудач и несчастий. В профессиональной деятельности, скорее всего, будет отличаться надежностью, осторожностью, тщательностью, возможна недостаточная гибкость, медлительность в принятии решений. Крайние значения этого полюса в сочетании с Е- (покорность), О+ (склонность к чувству вины) и Q4+ (напряженность) позволяют предположить наличие депрессивного состояния или даже суицидных тенденций.
G
Оценка по фактору G повышена. Полюс "Высокая совестливость".
Фактор моральной регуляции поведения. Стремится к соблюдению моральных требований и социальных нормативов поведения. Отличается обязательностью, добросовестностью, дисциплинированностью, развитым чувством ответственности. Крайние значения этого полюса встречаются редко, если только человек не является моралистом по профессии и не стремится исказить результаты. При высоком значении О (склонность к чувству вины) велика вероятность того, что соблюдение социальных нормативов вызвано не столько страхом получить наказание, сколько тем, что они соответствуют внутренним убеждениям личности.

Оценка по фактору G понижена. Полюс "Недобросовестность".
Фактор моральной регуляции поведения. Не проявляет особого интереса к общественным стандартам, не склонен прилагать особых усилий для выполнения общественных норм, соблюдения моральных требований. Может пренебречь ими в своих собственных интересах. Склонен к непостоянству, может отказаться от своих обязательств. Крайние значения этого полюса может говорить о серьезном недостатке внутренних регуляторов поведения. Серьезность такого предположения подтверждается С- (эмоциональная неуравновешенность), Н+ (склонность к риску), F+ (беспечность), Q3- (плохой самоконтроль поведения). Если при этом присутствует O- (самоуверенность, отсутствие склонности к чувству вины), то велика вероятность социопатических тенденций.
H
Оценка по фактору H повышена. Полюс "Смелость".
Предполагается определенная наследственная обусловлен- ность фактора, его зависимость от чувствительности вегета- тивной нервной системы к угрозе. Смелый, решительный, имеет тягу к риску и острым ощущениям, не теряется при столкновении с неожиданными ситуациями, сохраняет спокойствие в экстремальных условиях. Характеризуется смелостью в общении, легко вступает в контакты, не боится публичных выступлений. Умеет противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки в работе с людьми. Смелость в общении отличает общительность Н+ от общительности А+. Если А+ (доброжелательность) и Q2- (коллективизм) свидетельствуют о наличии сильной потребности в общении, то Н+ (смелость) и F+ (беспечность) свидетельствуют о наличии способности для ее реализации. Склонен занимать лидерские позиции, что является следствием смелости и общительности, а не желания доминировать (Е+). Поэтому доминантность Н+, как правило, более приятного качества. Личности H+ более подвержены высокому кровяному давлению и коронарным заболеваниям.

Оценка по фактору H понижена. Полюс "Робость".
Предполагается определенная наследственная обусловлен- ность фактора, его зависимость от чувствительности вегета- тивной нервной системы к угрозе. Характеризуется высокой чувствительностью к любой угрозе. Отличается робостью, застенчивостью, неуверенностью в своих силах, возможно необоснованное чувство собственной неполноценности. Предпочитает иметь одного-двух близких друзей. Проявляет заботу и внимание к окружающим, но не склонен поддерживать контакты с широким кругом людей, избегает больших компаний. Крайне низкая оценка (как и в случае с фактором А) позволяет сделать предположение о том, что личность боится людей и стремится избегать контактов с ними. Возможно это следствие суровых и жестких взаимоотношений в семье в период раннего детства. Личности H- более подвержены к язвенным заболеваниям.
I
Оценка по фактору I повышена. Полюс "Мягкосердечность, нежность".
Мягкий, утонченный, склонен к художественному восприятию мира. Обычно проявляет интерес к произведениям искусства. Старается избежать ситуаций, связанных с проявлением враждебности. Раним при столкновении с "грубыми" сторонами жизни (во взаимоотношениях с людьми, в неблагоприятных бытовых условиях, на работе). Зависим, нуждается в любви, внимании и помощи окружающих (особенно, если сочетается с А+ (доброжелательность)). Крайние значения этого полюса, скорее всего, говорят о сниженной способности преодолевать стресс. Повышенная оценка по фактору I может являться результатом гиперопеки и изнеживающего воспитания.

Оценка по фактору I понижена. Полюс "Суровость, жесткость".
Мужественный, стойкий, практичный. Склонен в большей степени доверять разуму, чем чувствам. Реалист, интуиции предпочитает рассчет. С психологическими пробле-мами склонен справляться за счет рационализации. Крайние значения этого полюса могут сопровождаться проявлениями эмоциональной черствости (иногда до цинизма). В случае крайних значений, возможно подавление эмоций в результате внутреннего запрета. Пониженная оценка по фактору I может являться результатом эмоционально холодного или безнадзорного воспитания.
L
Оценка по фактору L повышена. Полюс "Подозрительность".
Не доверяет людям, склонен быть осторожным и подозрительным, ожидает подвоха, держится обособленно. Может завидовать успехам других и стремиться к соперничеству. Вероятно такое поведение является попыткой защиты от тревожности. Этот показатель бывает высоким у людей, которые должны полагаться на самих себя в решении ответственных задач. Крайние значения этого полюса являются признаком эмоционального неблагополучия и свидетельствуют о глубоком внутреннем недоверии и обиде на других людей. Причиной всего этого могут являться плохие взаимоотношения в семье в период детства.

Оценка по фактору L понижена. Полюс "Доверчивость".
Доверчивый, откровенный, уживчивый, не ожидает враждебности, считает боль-шинство людей добрыми и хорошими. Не склонен завидовать другим, не стремится к конкуренции, заботится о товарищах. При крайних значениях этого полюса в результате почти детской доверчивости может часто разочаровываться в людях. Но, как правило, обиды быстро проходят, не приводя к существенным изменениям в поведении личности.
M
Оценка по фактору M повышена. Полюс "Мечтательность".
Отличается напряженным внутренним миром, богатым воображением, погружен в себя, поглощен внутренними идеями и фантазиями. Интересуется искусством, теоретическими, абстрактными и мировоззренческими вопросами. Крайние значения этого полюса, обычно сопровождаются непрактичностью, рассеянностью, безразличием к повседневным делам, своеобразным и эксцентричным поведением. Вероятно, высокие значения М в сочетании с В+ (высокий интеллект) свидетельствуют о творческом потенциале личности независимо от сферы ее профессиональной деятельности. Однако если М+ и В+ сочетаются с Q3- (низкий самоконтроль поведения), то вероятно активность фантазии расточается и редко переходит в реализацию творческих идей на практике. Если крайне высокие значения М появляются на фоне В- (низкий интеллект), скорее всего, мы будем иметь дело с личностью невротического склада.

Оценка по фактору M понижена. Полюс "Практичность".
"Земной", уравновешенный, здравомыслящий, руководству- ется реальностью. Хорошо ориентируется в житейских ситуаци- ях, грамотно решает практические вопросы. Как правило, не имеет широких интеллектуальных и эстетических интересов (возможен активный отказ от них). Может теряться в неожиданных ситуациях из-за недостатка находчивости и воображения.
N
Оценка по фактору N повышена. Полюс "Искусственность, проницательность, расчетливость".
Хорошо ориентируется в социальных ситуациях, понимает мотивы поступков других людей. Хитро и умело строит свое поведение, склонен к интригам. Умеет держаться корректно, отстраненно и вежливо, не поддается эмоциональным порывам, несентиментален. Описанные особенности проявляются при условии В+ (высокий интеллект). В противном случае высокие значения этого полюса отражают не соответствующую действительности самооценку социальной умелости личности. Сочетание крайних значений этого полюса с Е+ (доминантность, независимость) подтверждает умение обращаться с людьми. При сочетании с Q1+ (мятежность, радикализм) можно предположить, что в своей профессиональной деятельности человек будет доставлять значительное беспокойство руководству.

Оценка по фактору N понижена. Полюс "Безыскусственность, наивность, простота".
Ведет себя просто и естественно. Порой может казаться наивным и грубоватым, излишне прямолинейным. Не обладает социальной ловкостью и проницательностью, неопытны в анализе мотивов поступков других людей, не умеет хитрить. Обычно довольно чувствителен, сентиментален, склонен к эмоциональной вовлеченности, не умеет мыслить холодно и рационально. Пользуется доверием и симпатией в групповых взаимоотношениях, особенно у детей.
O
Оценка по фактору O повышена. Полюс "Склонность к чувству вины".
Отличает людей, которые плохо справляются с жизненными трудностями и тяжело их переживают. Склонен к тревожному, подавленному настроению, печальным размышлениям в одиночестве. Не верит в себя, склонен к самоупрекам и недооценке своих возможностей. Настроение и самооценка сильно зависят от одобрения или неодобрения окружающих. В обществе чувствует себя неуютно и неуверенно. Нуждается в заботе и внимании со стороны других людей. Обладает развитым чувством долга в связи со склонностью испытывать чувство вины (поэтому О влияет на интерпретацию G). Легко подвергается различным страхам. Личность с O+ невротична. Крайние значения этого полю- са, особенно в сочетании с Е- (покорность, зависимость), F-(озабоченность), Q4+ (напряженность), могут свидетельство- вать о наличии депрессивного состояния.

Оценка по фактору O понижена. Полюс "Самоуверенность, уверенная адекватность".
Умеет справляться с жизненными трудностями и легко переживает неудачи. Бодрый, веселый и жизнерадостный. Верит в себя, не склонен к страхам, самоупрекам и раскаянию, нечувствителен к оценкам окружающих. При крайних значениях этого полюса описанные особенности могут сопровождаться отсутствием сформированного понятия о чувстве долга и дефицитом социальной ответственности.
Q1
Оценка по фактору Q1 повышена. Полюс "Радикализм, гибкость".
Обычно имеет разнообразные интеллектуальные интересы и широкий кругозор. Отличается критичным мышлением, никакую информацию не принимает на веру. Отличается гибкостью, восприимчив к новым идеям и взглядам, терпим к противоречиям. Аналитик. Скорее думающий радикал, чем активист. Описанные особенности наблюдаются при В+ (высокий интеллект). Не доверяет авторитетам, не имеет абсолютных принципов. Легко меняет свою точку зрения, особенно эффективен в ситуациях различных преобразований. Крайние значения этого полюса свидетельствуют о значительной мятежности, которая, скорее всего, будет сопровождаться склонностью искать конфликты с вышестоящими лицами (начальством), пренебрежительным отношением к соблюдению субординации на работе, может вносить излишне деструктивный элемент. В групповой динамике побуждает группу идти по новому пути. В сочетании с Q3- (плохой самоконтроль поведения) мы будем иметь дело с незрелой мятежностью безрассудного типа, что еще более вероятно при F+ (беспечность) и Н+ (склонность к риску). Трудности в общении с независимой и сильной личностью Q1+ будут нарастать при Е+ (доминантность) и L+ (подозрительность).

Оценка по фактору Q1 понижена. Полюс "Консерватизм, ригидность".
Отличается консерватизмом, ригидностью, не любит перемен. Предпочитает устоявшиеся идеи, мнения, способы действий. Уважает традиции, опыт старших поколений. К новому относится с большой осторожностью, иногда принимает в штыки. Может быть склонен к нравоучениям и "чтению морали". Принимает позицию ведомого, соблюдает субординацию, не склонен проявлять инициативу и изобретательность.
Q2
Оценка по фактору Q2 повышена. Полюс "Самодостаточность, самостоятельность".
Эта черта называется "мыслящая интроверсия" (характерна для ученых и научных работников). Самодостаточен, предпочитает работать один и самостоятельно принимать решения. По собственной инициативе не ищет контактов с другими людьми, не нуждается в "чувстве локтя", поддержке и одобрении окружающих. Нельзя считать, что этот человек не лю-бит людей, однако жизненный опыт подсказывает ему, что он бывает более продукти-вен, работая самостоятельно. Однако крайние значения этого полюса, особенно в сочетании с А-(обособленность) и Н-(робость), свидетельствуют скорее всего о явном избегании людей и эмоцио-нальном неблагополучии.

Оценка по фактору Q2 понижена. Полюс "Социабельность, зависимость от группы".
Несамостоятелен, зависим, привязан к группе. Предпочитает жить и работать вместе с другими, потому что нуждается в поддержке, одобрении и советах окружающих, затрудняется в выборе собственной линии поведения. При крайних значениях этого полюса и особенно при склонности к импульсивности (F+) можно предположить, что человек испытывает серьезные трудности в ситуациях, требующих проявления самостоятельности и легко поддается чужому влиянию (в том числе и дурному), возможны неприятности с законом (при A+, F+, H+, Q2-).
Q3
Оценка по фактору Q3 повышена. Полюс "Высокий самоконтроль поведения".
Фактор регуляции поведения, отражает способность планировать свою жизнь. Отличается организованностью и самодисциплиной, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, добиваться поставленной цели. Думает, прежде чем действо-вать, упорно преодолевает препятствия, не останавливается при столкновении с трудно-стями, не разбрасывается. Доводит начатое дело до конца. Не дает обещаний, которые не сможет выполнить. Описанные особенности положительно сказываются на успешности профессиональной деятельности, особенно там, где требуется уравновешенность, организованность, объективность, настойчивость и решительность (руководящая, организаторская деятельность, точные науки и т. п.) Однако крайние значения этого полюса могут свидетельствовать о выраженной ригидности, абсолютной нетерпимости к двусмысленности и беспорядку. Продуктивные и творческие личности редко имеют крайне высокие оценки по этому фактору.

Оценка по фактору Q3 понижена. Полюс "Низкий самоконтроль поведения".
Фактор регуляции поведения, отражает способность планировать свою жизнь. Характерны слабая воля и недостаточный самоконтроль (особенно над желаниями). Не стремится планировать свою жизнь. Испытывает сложности с организацией собственного времени и установлением порядка выполнения дел. Как правило, не остаются долго на одной работе. Крайние значения этого полюса обычно сопровождаются повышенной тревогой, вызванной импульсивным и непоследовательным поведением.
Q4
Оценка по фактору Q4 повышена. Полюс "Напряженность".
Психическое состояние характеризуется повышенным уровнем возбуждения и напряжения. С трудом расслабляется даже в обстановке, благоприятной для отдыха ("усталость, не ищущая покоя"). Эмоционально неустойчив, преобладает пониженный фон настроения. Быстро сердится на людей, болезненно воспринимает критику, раздражителен. Может иметь проблемы со сном. Как правило, описанное состояние связано с наличием большого числа фрустрированных (не нашедших удовлетворение) потребностей. Крайне высокие значения Q4 в сочетании с С(эмоциональная неуравновешенность), L+ (тревожная подозрительность), О+ (склонность к чувству вины) с большой долей вероятности указывают на наличие проблем со здоровьем. Вопросы фактора Q4 носят открытый характер, их легко подделать, поэтому высокие значения Q4 возможно означают невозможность отвлечься от своих проблем на достаточно долгое время, чтобы дать социально желаемые ответы.

Оценка по фактору Q4 понижена. Полюс "Расслабленность".
Спокоен, расслаблен, невозмутим, в целом удовлетворен существующий ситуацией. Крайние значения этого полюса могут отражать слабость мотивационной сферы: отсутствие сильных побуждений, желаний, стремлений, удовлетворенность любым положением дел. В профессиональной деятельности это может выражаться в отсутствии интереса к ее результатам и более низкой продуктивности, чем этого можно было бы ожидать при имеющихся способностях.
Hosted by uCoz