На главную

Щербакова Е.В. Успешность социализации и адаптации - факторы риска // Психология.Пермь. - 2004. - №3. с 14-15.

Успешность социализации и адаптации - факторы риска.

(Некоторые результаты мониторинга вовлеченности подростков в ситуацию употребления ПАВ)

В настоящее время на базе ППМС – центра Свердловского района проводится мониторинг вовлеченности подростков в ситуацию употребления психоактивных веществ (ПАВ) с целью выявления приоритетов и направлений профилактической работы, определения критериев и факторов успешности социализации и противостояния негативным тенденциям.

В исследовании принимают участие учащиеся десятых классов (около 500 человек). Задействованы 9 школ района разной степени "отдаленности" и "престижности" (СШ 33, 42, 60, 81, 85, 96, 129, 134 и ОСОШ 5).

Употребление психоактивных веществ является скорее следствием нарушений социализации, личностного развития и недостаточной (или невозможной) адаптации. Адаптация понимается не как пассивное приспособление к среде, а как возможность активного существования в среде, возможность самореализации и удовлетворения потребностей личности (в уважении, в успехе). Поэтому мониторинг не ограничивался описанием включенности в ситуацию употребления и статистической констатацией фактов употребления. Изучаются комплексные поведенческие и психологические факторы риска, включая исследование особенностей мотивационной, волевой и интеллектуальной сферы.

Рассмотрим некоторые выделенные в исследовании критерии успешности социализации и адаптации – "факторы риска".

"Внеучебная активность"

Как известно, в подростковом возрасте учебная деятельность не является приоритетной и школьная успеваемость не является достаточным критерием успешности адаптации и социализации подростка. Чем заниматься в свободное от учебы время, зависит от самого подростка. Внеучебные занятия отражают его собственный выбор и характеризуют его предпочтения или принимаемые им установки. Активность подростка во вне учебной деятельности является прототипом, показателем его жизненной активности и отражает его способность быть субъектом собственной жизни.

По мнению некоторых известных исследователей, работающих в этой отрасли, для подросткового возраста характерно наличие выраженных увлечений и отсутствие таковых прямо свидетельствует о нарушении нормального хода развития личности. Таким образом, хобби - вне учебная активность в более широком смысле - является показателем успешности социализации и адаптации подростка, его "вовлеченности в жизнь"

В ходе проведения мониторинга была разработана анкета "хобби – активности". В рамках которой испытуемые в ответах на открытые вопросы описывали свои занятия в свободное от учебы время, то, чем они хотели бы заниматься и то, чтобы им хотелось изменить в отношении свободного времени. Далее проводилась экспертная оценка по разработанным параметрам с присваиванием числового балла "хобби – активности".

Хотя исследование в целом еще не закончено можно обобщить некоторые результаты.

Наблюдается четкое разделение на группы по уровню хобби активности.

  • высокий и сверх высокий (от 14 баллов) - одно или несколько увлечений достаточно сильно выраженных - занимают заметное место в распорядке дня и имеют перспективу развития.
  • средний ( 7 – 13 баллов) - наличие обозначенных увлечений или активный образ жизни; позитивные тенденции в организации свободного времени: желание чем –то заниматься, отказаться от не рациональных занятий, желание " просвещаться".
  • низкий и сверх низкий уровни (1-6 баллов) - не имеют никаких увлечений ("сплю, гуляю, кушаю, смотрю телевизор"), не хотят чем –либо заниматься ни в ближайшее время, ни в будущем и не предполагают никаких изменений.

При этом обращает внимание разное процентное соотношение выделенных уровней в зависимости от школы и от "степени социального благополучия" опрашиваемого контингента. Что косвенно свидетельствует о концептуальной валидности используемого критерия.

Высокий уровень хобби –активности проявляют до13% опрошенных, средний уровень от 10 до 43 %, низкий уровень от 45 до 90%.

Также обращает внимание, хотя возможно это закономерно, в целом небольшое количество увлеченных (с перспективой на будущую профессию) и просто действительно активных во вне учебной сфере подростков. При этом, значительная часть подростков не имеет не только каких - либо увлечений, но и просто социально - одобряемых занятий.

Вызывает некоторые опасение распространение компьютерных игр в качестве одного из основных занятий в свободное время, достаточно широкое, особенно среди мальчиков. Человек, посвящающий компьютерным играм 3 – 6 (до 8!) часов в сутки едва ли живет в реальном мире. Компьютерные игры это своего рода аналог психоактивных веществ, позволяющий "отключиться" от реальности и "жить" – удовлетворяя личностные потребности (например, в успехе) – в квазиреальном, искусственном мире. Это отражает не возможность их удовлетворения в настоящей – обычной жизни подростка.

В целом, настораживает, что низкий уровень хобби активности проявляют до 80% опрошенных подростков, то есть в 80% случаев можно говорить о наличии своеобразного вакуума в жизни подростков и о прямом риске его заполнения употреблением ПАВ.

Попытаемся уточнить ситуацию, рассматривая другие критерии успешности социализации и адаптации, использованные в исследовании.

Трудность жизни - предлагалось оценить субъективную трудность жизни по 10 -бальной системе. Трудность жизни (больше 6 баллов) для себя отмечают 56% опрошенных.

Крайние значения 9 – 10 баллов наблюдаются у 9% опрошенных.

Эффективность общения - предлагалось оценить субъективную удовлетворенность общением по 10 -бальной системе. Недовольны тем, как они общаются до 65% подростков.

Взаимоотношения с семьей

Любовь, свою нужность, мягкость и понимание чувствуют дома от 20 до 50% подростков. Нужным человеком в семье, несмотря на строгость и требовательность, себя чувствуют 25% -30%. От10% до 25% подростков чувствуют себя в семье чужими и никому не нужными при удовлетворении всех их желаний и потребностей. Полное отсутствие понимания с родителями отмечают от5% до 18% и в среднем 10 % затрудняется ответить.

Рассмотрим психологические факторы риска:

– не уверенны в себе 18%;

– не считают себя способным к саморуководству 38% подростков;

– ждут негативного отношения со стороны окружающих 59%;

– не ценят себя как личность 25% опрошенных;

– не принимают себя на эмоциональном уровне 21%;

– внутренняя конфликтность свойственна 55% подростков;

– самообвинение 42%.

– не могут контролировать свои действия при неудаче 21%

– зависимы в своих действиях 28%подростков

Тревожность свойственна 40 % подростков участвующих в исследовании. Негативные эмоции в школе испытывают 52% подростков, при этом сильно выражены у 30%.

Низкий уровень осмысленности жизни в целом имеют 32% опрошенных.

По поведенческим характеристикам (экспериментальная методика):

– имеют склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 55% подростков, в сильной степени 39%;

– склонность к нарушению норм и правил проявляют 26%;

– склонны к адиктивному поведению 25%;

– склонность к некритическому восприятию информации о наркотиках проявляют 34% подростков.

Как видно, эти результаты нельзя считать обнадеживающими и нейтрализующими сложившуюся ситуацию. Скорее наоборот - трудности социализации и адаптации в среднем испытывают 50% опрошенных подростков.

Таким образом, можно говорить о наличии факторов риска, ситуации провоцирующей уход от реальности и желание забыться в 50% процентах случаях. Выявленная ситуация показывает необходимость! коррекционной психологической работы с подростками и позволяет уточнить ее направления.

Кроме собственно психологической работы реально возможным средством профилактики и нейтрализации факторов риска представляется расширение сферы возможной вне учебной деятельности подростка (секции, клубы по интересам, кружки и т.д.). Которая позволяет подросткам не только "заполнить время", но и приобрести новый опыт взаимодействия, повысить субъективную успешность в коммуникативной сфере и общую удовлетворенность жизнью. Дополнительное подтверждение этому можно привести из ответов самих подростков – 34% опрошенных хотели бы чем – то заниматься "в принципе" (" заняться спортом", "записаться в секцию", "ходить в походы", "заняться скалолазаньем" и т.д.).

Педагог-психолог отдела профилактики социально-обусловленных заболеваний Е.В. Щербакова

 

Hosted by uCoz